среда, 26 апреля 2023 г.

История первого марафонца

Хочу рассказать Вам о Фидиппиде — легендарном греческом воине и прославленном бегуне, в честь которого сейчас проводятся марафонские забеги.

Историю греко-персидских войн Вы знаете лучше меня. Но что касается бега в античной Греции, в кругах любителей эллинской культуры и искусства царит множество (и порой неправильно истолкованных) легенд.

Греки превозносили бег, как самый ценный вид физической активности. Существует две греческие поговорки, дошедших до нас сквозь тысячелетия:

"Хочешь быть сильным — бегай! Хочешь быть здоровым — бегай! Хочешь быть красивым — бегай! Хочешь быть умным — бегай!"

и

"Не хочешь бегать пока здоров, захочешь, когда заболеешь"

Уникальность эллинского образа жизни историки связывают со столь же уникальными географическими особенностями региона, где этот образ жизни сформировался — рельеф южных Балкан в совокупности с изрезанным профилем морского побережья стимулировал морские грузоперевозки и стремительное перемещение гонцов между полисами. Отправлять гонцов морем было неразумно — слишком долго бы они добирались, но отправлять повозки горными тропами и подавно было безрассудством — даже привычные к горной местности ослы перемещались от селения к селению слишком медленно, а лошади в Греции тогда для транспортных нужд и вовсе не использовались. Самым быстрым существом в Элладе оказался человек. Добираться бегом из Афин в Дельфы, Фивы или Спарту — не прекращая бег сутки напролет, преодолевая горные перевалы и продолжая двигаться даже ночью - при свете Луны или с факелом в руке — это для греческих гонцов было обычным делом. А сам бег был наиболее почитаемым видом состязаний на Олимпиадах.

Юноши бегали с самого раннего детства, а греческие тяжеловооруженные воины — гоплиты — могли бежать в медной броне, со щитом и мечом, десятки километров. Это сильно отличало греков и персов, и сказалось на исходе многих сражений, где персы превосходили числом, но оказывались слабее и физически и психологически, ведь бег тренирует в первую очередь выносливость и стойкость. Фактически, кардиологическая выносливость, сформированная длительным бегом, позволяет без устали махать мечом несколько часов подряд.

Персидский же образ жизни не был столь активным, все перемещения внутри Персии были медлительны подобно каравану, бредущему сквозь пустыню. Персидское войско было огромно, инертно и не имело маршевого опыта. Не удивительно, что бегущие греческие фаланги в битве при Марафоне одной своей скоростью ошеломили противника...

Но перед битвой афиняне не были уверены в победе над противником, в 6 раз превосходящим их числом. И было решено отправить гонца в Спарту — за помощью.

Отправили самого быстрого — Фидиппида, который славился тем, что мог неутомимо бежать несколько суток подряд. Это не было чем-то фантастическим — и сейчас есть люди, которые способны на такое, а в античные времена способность быстро добраться на другой конец Эллады очень ценилась и культивировалась. Но Фидиппид считался потомком древних героев Эллады, и в беге ему действительно не было равных.

За сутки гонец добрался до Спарты (около 240 км — точная длина той дороги неизвестна) и передал предложение афинян присоединиться к ним в битве против персов, флот которых уже причалил к мысу близ селения Марафон недалеко от Афин.

Спартанцы совещались до утра, а утром уклончиво сообщили, что по местным обычаям до полнолуния не смогут выйти в поход и присоединиться к афинскому войску. А до полнолуния была целая неделя.

Спартанцы понимали, что в случае победы вся слава достанется Афинам, а если Афины падут, то Спарта этим может воспользоваться, и, победив Персов самостоятельно, получит власть над Аттикой. В этом и был смысл отказа.

Утром Фидиппид отправился бегом в Афины - еще 240 километров по горным дорогам. На исходе дня близ деревушки Сагас (на горном перевале, за которым открывается вид на крутой спуск и оттуда кажется, что уже видны родные Афины) Фидиппид повстречал бога лесов и рек Эллады — Пана, который пообещал грекам помощь, победу, а Фидиппиду — славу, переживущую века.

Фидиппид вернулся в Афины к началу следующего дня, и узнал, что пока он был в пути, афинское войско уже отправилось к Марафону, и сейчас там наверняка идет бой. Фидиппид поспешил в Марафон, а там действительно уже началась битва, и сперва прорвавшие центральную фалангу Персы оказались в окружении сомкнутых флангов, не заметив, как быстро греки вновь соединили строй. Оставшийся на берегу и отрезанный от основного войска персидский резерв поспешно садился на корабли и отплывал. Победа была за греками, но предстояло еще укротить остатки сопротивления окруженных персов. И в этой — заключительной — части битвы успел принять участие измотанный 2-суточным бегом Фидиппид. Он уцелел, но был ранен.

После полудня стало ясно, что Афины продолжают оставаться легкой добычей для покинувших поле битвы на кораблях персов. При попутном ветре они достигнут Пирея (морского порта Афин, расположенного всего в 6 километрах от стен города) ближайшим утром. И надо как минимум предупредить город о возможной опасности, а заодно и принести весть о победе в битве.

Бежать вызвались многие, но Фидиппид, потерявший много крови от ранения, считал это дело своим. Он побежал самой короткий и сложной дорогой, чтобы быть в Афинах первым — первым возвестить о победе, и предупредить о возможной осаде города.

До недавнего времени считалось, что битва при селении Марафон проходила 12, 13 или 14 сентября. Но недавно нашлись новые свидетельства в пользу того, что случилось это месяцем ранее — в середине августа, когда в Греции особенно жарко.

Измотанный долгим бегом в Спарту и обратно, ослабленный ранением и истекающий кровью Фидиппид обрек себя на несколько часов жажды под палящими лучами Гелиоса — на избранном им пути не оказалось ни единого родника. Но все же он прибежал в Афины первым — гораздо раньше других гонцов:

"Радуйтесь, Афиняне, мы победили! Но готовьтесь к осаде..." — это были последние слова бегуна.

Его ноги подкосились. Он упал и больше не пришел в себя. Умер.

Сейчас считается, что причиной смерти Фидиппида стал тепловой удар в совокупности с сильным физическим истощением и кровопотерей.

Умереть от забега на дистанцию в 35 километров греческий воин не мог. А от Марафона до Афин и сейчас по короткой дороге всего 35 километров.

Дав своим воинам несколько часов отдыха, Мальтиад (предводитель греческого войска) совершил с ними ночной марш-бросок. Греки бежали не через горы, как предпочел бежать Фидиппид, а по равнинной местности, и их путь составил около 250 стадиев (50 километров), но бежали они в полном боевом снаряжении — медленно, экономя силы. Утром они уже встречали персидский флот в Пирее, где дали персам еще одну — уже окончательно разгромную — битву.

В те годы подвиг и смерть гонца остались в тени военной победы, но битв потом еще было много, а подвигов, сравнимых с самопожертвованием Фидиппида больше не случалось, или они не происходили в фокусе всегреческого внимания. И с течением времени фигура неутомимого бегуна стала подниматься над тенью истории военных побед. Первым возвеличил подвиг Фидиппида Геродот, осветив его как событие не уступающее по значимости самой победе при Марафоне. А когда Олимпийские игры стали возрождаться — в XIX веке (1896 год) — французский филолог Мишель Бреаль предложил добавить в программу олимпийских состязаний забег в память о некогда погибшем греческом воине, принесшем весть о победе, на дистанцию равную расстоянию от Афин до Марафона, которая и получила название "Марафонский забег". Правда, протяженность дистанции марафонского забега тогда составляла всего 34,5 километра — маршрут проложили по современным асфальтовым дорогам — очень комфортным для бега. Фидиппид по таким дорогам, конечно, тогда не бежал. Да и никто не знает, как именно он добрался до Афин — попутчиков-свидетелей у него не было.

И последнее обстоятельство дало право на каждой следующей Олимпиаде прокладывать трассу как-то иначе, причем в сторону удлинения, ведь никто не хотел быть победителем на более короткой трассе. И так с течением времени длина "Марафона" выросла до 43 километров. Но с 1924 года марафонская дистанция была стандартизована и теперь составляет 42 километра 195 метров. И это уже не имеет отношения к расстоянию от Марафона до Афин. Просто так сложилось.

Забавно, что женщинам участвовать в марафонских забегах запрещалось до 1984-го года. Они пытались, но всякий раз это заканчивалось скандалами. Знаменитую Роберту Луизу Гибб в 1966 году бросился прогонять с трассы забега сам директор Бостонского марафона, но за бегунью вступились мужчины-бегуны, не дав вытеснить девушку с дороги, и она успешно финишировала. Это была маленькая победа, которая увенчалась разрешением для женщину участвовать в марафонах лишь 18 лет спустя.

Но до того спортивные, как и все и прочие, медики были убеждены, что нагрузки, которые сопряжены с преодолением марафонской дистанции, для женского организма губительны и несовместимы с главным предназначением женщины — рожать и выкармливать потомство.

Не будет преувеличением мысль, что марафонский бег изменил не только взгляд на влияние длительного бега на человеческий организм — как мужской, так и женский, но и помог переосмыслить роль женщины в человеческом социуме. И теперь она не сводится к одному лишь деторождению.

Но одними только марафонскими забегами вклад Фидиппида в спортивную жизнь планеты Земля не ограничился.

В 1983-году офицер британских ВВС Джон Фоден — являясь страстным поклонником античной истории и культуры — решил лично убедиться, насколько реально для современного человека пробежать от Афин до Спарты в один прием — без остановки. В компании пяти своих коллег он осуществил этот эксперимент и успешно финишировал за 37 с половиной часов. Но Фоден не был профессиональным спортсменом, хотя и имел приличную беговую подготовку.

Этот опыт повлек за собой важные последствия. И уже год спустя в Греции стал ежегодным ультрамарафонский забег "Спартатлон". Теперь он является одним из самых престижных ультрамарафонов планеты. В нем участвуют сотни спортсменов, а чтобы попасть в стартовый список многие бегуны ждут годами — это не всякому выпадает.

Протяженность трассы Спаратлона составляет 246 километров. Она начинается у Афинского Акрополя, а финиш расположен в Спарте у статуи Царя Леонида. Лучшие бегуны преодолевают дистанцию менее чем за сутки, а рекорд принадлежит легендарному греческому бегуну Янису Куросу (его даже называют современным воплощением Фидиппида) — 20 часов 25 минут.

Без каких-либо гендерных ограничений в Стартатлоне участвуют и женщины. Современный рекорд принадлежит польской бегунье Патриции Березновске — 24 часа 48 минут.

Несколько менее популярен более длинный ультрамарафон "Authentic Phidippides Run" - "Аутентичный бег Фидиппида" — 490 километров из Афин в Спарту, и сразу обратно. Но это ежегодное состязание тоже вполне по силам современным бегунам. И лучшим на этой дистанции вновь стал Янис Курос... что совсем не удивительно.

В Спартатлоне участвовали многие российские бегуны и бегуньи. Наиболее ярко описала свои переживания на трассе забега лично знакомая мне Ирина Масанова (рекордсменка России в суточном беге).

Я давно уже свыкся с такой мыслью (хотя для кого-то она покажется фантастической), что человек является самым быстрым и выносливым существом на нашей планете — как минимум среди тех существ, которые перемещаются опираясь на ноги. Есть те, кто быстрее, но их быстрота кратковременна. Есть птицы, продлевающие тысячи километров над океанами при сезонных миграциях, но на суше по выносливости в совокупности со скоростью с человеком не сравнится никто.

Я глубоко уверен, что античная Греция причастна к процессу формирования в человеческой природе этой неутомимой выносливости. Конечно, за время Средних веков мы многое утратили, а современный сидячий образ жизни тем более не делает из нас стремительных атлетов. Но в противовес этому увлечение бегом в Мире с каждым годом становится все более массовым, что тоже является отсроченным до поры триумфом и славой легендарного Фидиппида.

Поделиться

Поделиться в социальных сетях