В этом году состоялся уже 10-й пробег в новом формате. Я днем раньше был в офисе организаторов и разговаривал с девушкой из их числа, которая не знала, что когда-то давно пробег проходил по асфальту. Уверен, что и среди участников почти не осталось тех, кто застал первоначальный формат «Семи Холмов».
Как бы то не было, а ход истории изменить невозможно, если даже зачем-то это нужно. И я успел полюбить этот грязноватый трейловый пробег. И стараюсь участвовать в нем, но не каждый год получается. В этом году решил участвовать обязательно, не смотря ни на что. И даже предпринял определенные усилия по подготовке именно к этому старту.
Но не я один прикладывал усилия. Разумеется, речь сейчас не об организаторах, которые в эпоху подготовки старта и ночами не спят, и весь лес проходят многократно, и бюрократические вопросы решают - подчас нерешаемые. Речь не о них. Речь о тех, кто призван содержать лес - Битцевский Парк (один из лучших, красивейших, грандиознейших по размеру в Москве) - в чистоте и порядке. Речь о сотрудниках лесного хозяйства - о лесниках. Эти ребята уже который год плюют не только на бегунов, а плюют вообще на всех - гоняют по лесу свои тягочи и самосвалы - им так удобнее. Дело может быть делают и благое, но какой ценой для леса и его посетителей?!
Проще говоря, за неделю до пробега значительная часть парка и трассы пробега была совершенно варварски изуродована лесниками. И это при том, что о пробеге они знают - он каждый год тут. И о том, что в парках использовать тяжелую строительную технику нельзя, это они тоже знают. Но делают. И все им сходит с рук. А проходимость парка в осенний период практически обнуляется. Но может быть они к тому и стремятся, что бы не ходили люди в лес, и не мусорили?
В общем, сложный вопрос...
Как бы то не было, но обстоятельства типа "грязи по уши" лично для меня не стали причиной игнорировать старт. Более того, я даже хотел бежать с экшн-камерой и заснять весь этот экстрим, что бы было потом что вспоминать в года преклонные. Но утром разразился проливной дождь - в таких условиях камера бесполезна. И я оставил ее дома.
Отправился к старту в короткой форме - трусы, футболка. Температура была +5°С и это нормально. Вот только ливень немного расстраивал. За 4,5 км я неплохо размялся, разогрелся, сдал стартовый квиточек (на "Семи холмах" до сих пор собирают стартовые квитки в мешок, а на финише - финишные.)
Голос из толпы бегунов:
- Сюда! Сюда! Здесь бабулька с мешком!
Эту бабульку не так просто отыскать среди толпы участников и сочувствующих, ведь пробег ежегодно собирает порядка тысячи грязелюбов.
Вот-Вот старт дадут, а я вдруг вспомнил, что не остановил предыдущую тренировку - как к старту бежал. Полез в появсую сумку за телефоном, а он весь мокрый - как искупался. Мокрый экран на мои манипуляции не реагирует - непривычно ему такое общение. Кое-как справился. Прежнюю остановил, новую тренировку активировал, а тут и старт - я успел вовремя запустить GPS-трек.
Кстати, в этом году старт дали с асфальта Новоясеневского проспекта. Для этого его даже перекрыли минут на 5-10, пока блинная гусеница трейлраннеров не убежала в парк. Это - хороший знак. быть может пробег все-таки вернется на асфальт? Когда-нибудь... (?)
Первый километр бежать было тесно. И только после поворота - с началом страшного грязевого месива поток бегунов как-будто поредел - стало свободнее. Но думается мне, что я просто среди смелых оказался. Вначале был соблазн миновать беду кустами, но вскоре - после лицезрения нескольких красивых падений братьев по приключению - стало очевидным, что лучше всего бежать по середине жижи, не стыдясь ничего, не брезгуя проваливаться до дна. Так оно быстрее кончится, и никто не толкнет, не подрежет. Так я и преодолел этот участок, выбрался наверх из оврага в надежде, что там получше. А там стоял волонтер и кричал:
- Вы лучшие! Самая большая грязь позади!
Но всё было без изменений - танки лесничества покатались и здесь. И пришлось еще метров 500 использовать тот же метод обгона конкурентов - весьма эффективный метод, скажу я Вам.
Довольно мерзко, но уже совершенно нестрашно было на поляне близ улицы Рокотова. Болото за ночь вышло из берегов и мало чем отличалось от уже пройденных вех и пядей пробега. Где-то тут я в очередной раз настиг и кажется даже обогнал Иоанна Ванилара, с которым до сего места бежал бок о бок, и всё думал - этот парен не только на марафоне, он и в лесном болоте меня обогнать может...
Кстати, - о парнях. До 7-го километра в моей компании бежало два "малыша" - лет 8 - 10. Кто их вообще в лес одних пустил?! Там же страшно, там же грязно. Там - маньяк! Но пацаны уверенно бежали в темпе 4'15" секунд и по асфальту и по болотной жиже, и не важно, что шнурки развязались у обоих (кажется, с самого начала) и техника бега отсутствует. Зато молодость и смелость города берет! А они еще и разговаривать иногда умудрялись. Мне-то к тому времени уже и крикнуть что-то было нечем. Я пытался им крикнуть что - "Шнурки... шнурки...", но больше ничего выговорить не смог. Не было на это сил. Зато силы нашлись, чтобы не расплавиться от стыда за свою неторопливость и все же обойти юниоров и порадоваться тому, что звук, как они дружно "хлопают в галоши" и хлестание шнурков по грунту , слышен все дальше и дальше за спиной. А к мостику в дельте лесных рек я совсем перестал их слышать. Наверное ребята все-таки устали - очень сложная дистанции для их возраста, особенно при их невероятном темпе.
К мостику мы подбежали большой кучей. И в голове я все время держал "плэн би", что если пробка, то - вброд. Но тут оказалось, что подступы к мосту на спуске не всем по-ногам и бегуны начали массово тормозить и обходить прямой вход на мост по боковым склонам. И я этим воспользовался - пролетел по центру грязевых ванн и вне конкурса оказался на мосту, а дальше и в ложбинке, которая вывела на дорожку к Лисьей горе.
На Лисьей Горе я был в смешанных чувствах. Радовал столбик разметки "8 км" - это значит, что 13 минут позора, и ты свободен. Но дорога шла вверх по склону, и бежать стало ощутимо труднее. тут я сумел сказать себе:
- Вверх работаем. Работаем!
И прибавил темп. И я ощутил, что усталость больше психологическая - от преодоления скользких участков с большой нагрузкой на вестибулярный аппарат, но не на ноги. И я сумел пересилить эту зажатость, прибавил. И вверх пошло без чрезмерных усилий. И на следующем подъему, который начался от речки Водянки и тянулся до выхода на Севастопольский проспект, тот же прием позволил мне реализовать плоды недавних Крымских тренировок. К Севастопольскому проспекту я нагнал очередную стихийную группу бегунов. И как-то получилось так, что ныряя в подземный переход я обошел их всех - есть на свете бегуны, которые не умеют прыгать через три ступеньки, но есть и такие, которые умеют.
И вот я выныриваю из перехода. А передо мной никого. То есть вообще никого, насколько можно видеть. Это, знаете ли, воодушевляющее зрелище. Конечно, это не всегда хорошо, потому что - не заблудиться бы! Но в данном случае волонтеры не дали бы.
Потом показались бегуны впереди меня - я их начал настигать - беспощадно и бессмысленно, потому, что догнать все-равно уже не удалось бы - тут 700 метров до финиша... нет, уже 500, 300, 100... вот последний поворот, в 50 метрах впереди арка, на часах 46 минут и сколько-то там секунд... мне было не до секунд, так как последние сотни метров я устойчиво слышал за спиной горячее дыхание бегуна, который бежал вровень со мной практически весь пробег, и только в конце что-то приотстал. Но знаем мы эти "приотстал" - только расслабишся, а соперник уже впереди и финиширует раньше. И я это ожидал. И даже внутренне смирился с тем, что придется признать, что он быстрее... Ведь на финишную борьбу, да на таком коротком участке я уже не имел резерва... по ощущениям.
Но он не выскочил, не обогнал. Очевидно тоже устал и на реванш не решился. Мы финишировали друг за другом. И когда прошли весь финишный створ до конца, мой преследователь спросил меня:
- Ты какого года?
- 69-го
- Не смог я тебя догнать в конце. Молодец!
Мы пожали руки и разошлись. В этот день было много рукопожатий. Я встретил много старых друзей, кого давно не видел. А кого видел этим летом, был рад встретить вновь. Дождь за время пробега притих и перешел в моросящую фазу. Но все-таки это был дождь. И хотя я сильно разогрелся за время соревновательного бега - даже жарко стало, но через 10 минут уже начал остывать и подмерзать. Надо было бежать вновь - домой - еще почти 8 километров. Но - уже не так быстро.
Я сделал несколько снимков на мобильник... ах, да, я совсем забыл о том, что надо было остановить секундомер и GPS-навигатор. В итоге часы остановились на отметке 48 минут 58 секунд, что примерно на 2 с половиной минуты хуже истинного финишного времени, которое я не знаю. Но надеюсь, что скоро будет опубликован протокол соревнования - в нем и посмотрим.
И я побежал обратно, по пути поглядывая на приближающихся к финишу бегунов, счастливых и грязных, как душа пирата.
Всего за день более 22 километров.
Отличное выдалось воскресенье.